Семинарский храм

Д.А.Сысуев

Очерк истории Свято-Предтеченской церкви (к 220-й годовщине ее устроения)

Свято-Предтеченская церковь относится к числу старинных святынь г. Саранска. Ее история насчитывает ровно 220 лет, если вести отсчет от каменной церкви, построенной на нынешнем месте в 1800 г. Но сам Предтеченский приход существовал ещё до 1764 г., когда в районе ул. Грузинской был построен и освящен деревянный храм во имя Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна. Получается, что история самого прихода значительно старше нынешнего храма. За столь значительный промежуток его истории произошло немало событий, заслуживающих внимания.

Семинарский храм

Предтеченская церковь. Рисунок по чертежу конца XVIII в

При завершении строительства нового храма он был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы, поэтому официально именовался Рождество - Богородицким, но в теплом приделе (трапезной) остался престол Иоанна Предтечи. Получилось так, что новое название в обыденном употреблении не прижилось и сохранилось прежнее, даже улица, на которой поставили каменный храм, получила официальное название — Предтеченская (ныне Саранская).

Семинарский храм

Фото начала ХХ в. Предтеченская улица с видом на церковь.

В XIX веке прихожанами Предтеченской церкви, в большинстве своем, были мещане, однодворцы и крестьяне г. Саранска. Богатых прихожан и купцов было мало, так как с XVII века эта часть города в основном заселялась пахотными солдатами, крестьянами и мастеровыми. По данным клировых ведомостей за 1855 год приход насчитывал 322 души мужеского и 347 женского пола. По данным Городской думы, в 1914 году приход Предтеченской церкви состоял из 550 мужчин и 477 женщин.

В начальный период истории Предтеченской церкви событием большого масштаба стало ее посещение в 1822 году правящим архиереем епископом Пензенским и Саратовским Амвросием I (Орнатским) (1778 – 1827), который совсем незадолго до этого в 1819 г. был поставлен на Пензенскую кафедру. Случаи такого рода визитов в те времена были не частыми для Саранска и потому надолго запоминавшимися и заносившимися в памятные книги. Его Преосвященство прибыл в Саранск по случаю инспектирования епархии и строго проверил состояние храмов и качество службы. Побывав в Предтеченской церкви, он отметил высокую набожность и нравственность прихожан, чинное ведение службы причтом. В устах сурового владыки эта похвала много значила. Современные ему свидетельства повествуют о нем как о человеке строгой аскетической жизни и сильной воли, от подчиненного ему духовенству он требовал такой же аскезы. Он не терпел нарушения благочиния в церкви и обличал, невзирая на лица, при этом был справедлив. В 1825 году по собственному желанию владыка Амвросий оставил архиерейство и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где ушел в строгий затвор. В дальний путь из Пензы он отправился на дровнях в простой монашеской одежде, взяв с собой лишь несколько книг. Примечателен тот факт, что Предтеченскую церковь почтил своим присутствием человек, который по сей день занимает видное место в историографии русской церковной исторической науки, как автор капитального труда “История российской иерархии” (Москва, 1807 – 1815 гг.). В нем епископ Амвросий собрал обширный материал по истории Русской Церкви от самого начала ее основания. За это сочинение он был избран Обществом истории и древностей в 1815 г. в действительные, а в 1816 г. почетные члены.

Семинарский храм

Несомненно, что уровень благочестия прихожан Предтеченской церкви был связан с тем высоким примером пастырского служения, который явили настоятели храма. Согласно архивным данным первым известным священником в истории Предтеченского прихода можно считать иерея Ивана Семёнова, который был настоятелем храма уже в 1764 г. вплоть до 1782 года, когда «от должности за старостью» был уволен. Следующим настоятелем становится прежний штатный диакон, рукоположенный во священники Иван Тимофеев (+1806). Именно при нём было осуществлено строительство нового каменного храма в 1800 году и его благоукрашение в начале XIX века. Огромным авторитетом у прихожан пользовался Иван Соколов, бывший настоятелем с 1810 года и вплоть до своей кончины в 1844 году. В том же году служение воспринял иерей Василий Архипов, возглавлявший приход более десяти лет. В 1865 г. – служение в Предтеченской церкви вел священник Феодор Майеранов (выпускник Пензенской духовной семинарии 1854 г. по 1 разряду). В 1866 году в качестве священника упоминается Димитрий Артоболевский. С 1870 года штат в Предтеченской церкви ликвидировали, церковь приписали к Спасскому собору, но в самом конце XIX века вновь восстановили. В 1881 г. – священниками на Предтеченском приходе были Иаков Алмазов (окончивший Пензенское Духовное Училище в 1872 г. по 2-му разряду) и Василий Разумовский с дьяконом Бельковым.

Особым периодом в жизни Предтеченского прихода стало служение в нем приходского священника Владимира Григорьевича Трубецкого. Согласно архивным документам оно продолжалось с 1887 г. по 1913 г. Этот ревностный пастырь находился во главе прихода более 26 лет. До сих пор в Саранске живут его потомки. У него самого была большая семья, которая проживала недалеко от церкви на улице 2-й Успенской (ныне ул. Кирова). Сохранилась фотография дома, который был разобран совсем недавно в 2014 г.

Семинарский храм

Семинарский храм

Фото дома священника Владимира Трубецкого. Сын о. Владимира П.В.Трубецкой, учащийся Пензенской духовной семинарии (из семейного архива В.В.Ивенина)

К сожалению, фото самого о. Владимира не сохранилось, но уцелели фотографии его сына Петра Владимировича (1870 – 1922), который пошел по стопам отца и также принял священный сан. Известно, что он окончил Пензенскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1899 г. Сохранился уникальный снимок, относящийся к 1898 году на котором запечатлены сокурсники Петра Владимировича. Удалось установить имена всех изображенных на фото, что стало небольшим открытием и дает возможность вернуть из небытия имена и лица семинаристов, многие из которых были продолжателями известных в округе священнических династий.

Семинарский храм

Семинаристы V-го курса Пензенской духовной семинарии г. Пенза март 1898 г. (из семейного архива В.В.Ивенина)

Публикуем их имена (перечисление идет слева направо с верхнего ряда вниз): Сергей Петров, Василий Соколов, Валериан Мемнонов, Илларион Масловский, Евгений Степанов, Ераст Знаменский, Евлампий Петров, Сергей Архангельский, Николай Кочеулов, Петр Трубецкой. Некоторое время после окончания семинарии Петр Владимирович Трубецкой служил законоучителем в Старо-Михайловской второклассной школе, а затем после женитьбы принял священный сан и служил там же на приходе.

Семинарский храм

Семинарский храм

П.В.Трубецкой с супругой в день свадьбы Священник Петр Трубецкой (из семейного архива В.В.Ивенина)

По воспоминаниям ныне уже почившей жительницы г.Саранска, проживавшей в Предтеченской улице, Зои Петровны Ворониной (урожденной Митрофановой, вдовы известного саранского краеведа И.Д.Воронина) родившейся здесь в 1910 г., на смену уже „старенькому священнику” Владимиру Трубецкому около 1915 года был переведен в Саранск из прихода села Блохино о. Василий Добровольский. Его служение выпало на период самых жестоких гонений на Русскую Православную Церковь 20-х-30-х годов ХХ века. По воспоминаниям З.П.Ворониной его жизнь оборвалась самым трагическим образом: “Это случилось в 1936 г. Он был уже немолодым. Жил один в доме на ул. Крестьянской. Как-то ночью он был вызван соборовать больную и был убит. Его тело, завернутое в рогожку, было позже подброшено в морг” (записано автором статьи с ее слов 29.04.99.). Священник Василий Добровольский был известен как пастырь, немало потрудившийся на ниве христианского просвещения. С 1905 г. он состоял председателем церковно-приходского попечительства и законоучителем земских школ сел Блохино и Берсеневка, много содействовал ликвидации последствий голода 1906 года в качестве представителя Красного Креста в Саранском благотворительном комитете. З.П.Воронина также вспоминала, что “когда после революции 1917 г. было запрещено преподавание Закона Божьего в школах, то о.Василий учил ему детей прямо в церкви”.

Говоря о приходской жизни Предтеченской церкви в начале ХХ века нельзя не упомянуть и о тех добрых людях, кто проявлял особую заботу о храме, поддерживал его материально. По свидетельству З.П.Ворониной это были купцы Ивенин и Калашниковы Иван Савельевич и Василий Савельевич (по уличному Ксенофонтовы). Иван Савельевич Калашников был еще и церковным старостой. После революции он был вынужден бежать от преследований в Нижний Новгород. Примечательной личностью был и их отец Савелий Иванович, который торговал кожами и возможно был захоронен в церковной ограде. Эти купцы часто продавали свой товар в рассрочку (“когда будут деньги, принесете”) и просто выручали людей.

В годы богоборческой советской власти Предтеченская церковь согласно сохранившимся документам оказывается последней в числе разрушенных церквей г. Саранска. Служба в ней проходила еще в 1938 году, тогда же ее и закрыли в отместку за упорство прихода Иоанно-Богословской церкви, отстоявшего свой храм от разрушения. Купола и колокольня Предтеченской церкви были снесены, а в ее стенах в последующем разместился хлебозавод № 4 и СПТУ № 7. Но и в этих тяжелых условиях православные люди Предтеченского прихода не оставались без духовного окормления со стороны ревностных пастырей.

Семинарский храм

Священник Александр Зарин 8 августа 1938 г.

Последним настоятелем храма вплоть до его закрытия стал священник Александр Дормидонтович Зарин (1880 – 1956). Выпускник Пензенской духовной семинарии по 2-му разряду 1903 года. Предками о. Александра были несколько поколений священноцерковнослужителей, среди которых был приходской дьячек с. Посопа Феодор Васильевич Зарин, родившийся около 1830 г. В 1883 г. при Успенской церкви г. Саранска служил дьяконом отец священника - Дормидонт Зарин. Протоиерей Александр прошёл непростой путь служения и 8 декабря 1937 года епископом Пензенским и Саранским Ираклием (Поповым) был поставлен настоятелем Предтеченской церкви г. Саранска. В 1944 (или 1945) году перемещён к Иоанно-Богословскому собору г. Саранска, в том же году награждён палицей. По свидетельству еще одной жительницы Предтеченской улицы В.А.Карташовой (1940-2019), о. Александр в 1940-х годах тайно служил у них на дому, был очень добрым и отзывчивым батюшкой.

Еще сравнительно недавно в 1991 г., в книге известного саранского краеведа С.Б.Бахмустова “Разорванное ожерелье”, в отношение Предтеченской церкви была употреблена фраза, констатировавшая печальную реальность: “Останки Предтеченской церкви можно видеть до сих пор возле моста через Саранку: в ее здании располагается хлебозавод”. И вот, после образования Саранской и Мордовской епархии, в 1996 году пустующее и разрушающееся к тому времени здание было передано Церкви. Указом Преосвященного владыки Варсонофия оно было отведено для размещения Саранского Духовного училища. Стараниями ректора СДУ протоиерея Александра Пелина был перестроен второй этаж и возведена колокольня. Тогда же под прямым углом к основному зданию был пристроен двухэтажный корпус, в котором разместились общежительные кельи учащихся, кабинеты преподавателей и учебные аудитории. На первом этаже старого здания была устроена новая Свято-Предтеченская церковь, которая была освящена епископом Варсонофием в 1996 году. Началась новая жизнь возрожденного из небытия старинного прихода, ставшего в новейшее время рассадником духовного просвещения работающего на идею воскресения нашего Православного Отечества.

Семинарский храм

Свято-Предтеченский семинарский храм. Наши дни