О деятельности Кружка иконописи

Просто так в иконопись не приходят, одного желания тут мало. Ведь икона — образ, перед которым люди говорят о самом сокровенном, у которого просят заступничества за близких людей. Потому и создать Божий образ под силу только человеку, принявшему православную веру.

При Саранской Духовной Семинарии открыты подготовительные курсы иконописи, на которые принимаем всех желающих после благословления, исповеди и причастия.

Обучение ведется в группе, но с индивидуальным подходом. Занятия проводятся этапами от простого к сложному. Обстановка на занятиях семейная, дружеская. Более опытные ученики помогают только что пришедшим новичкам. Все упражнения выполняются по наглядным пособиям, подготовленным заведующей отделением Кавказовой Г. В., которая сначала выполнила их сама, и, выбрав кратчайший и самый доступный способ, передает свои знания и умения.

Путь к иконописи у каждого свой. Для иконописца важно и особое послушание, а оно тоже даётся не всем. Не исповедимы Пути Господни, только Богу известно, что собрало в одном месте совершенно разных людей, которые хотят постичь искусство иконописи. Есть совсем молодые люди, есть постарше, у большинства учащихся уже есть свои семьи, профессии (парикмахер, воспитатель детского сада, учитель, медицинская сестра, бухгалтер, и т. д.), в которых они состоялись и которые не бросили. Всех их объединила любовь к древнему и прекрасному искусству иконописания.

Хочется немного рассказать об иконе и об искусстве иконописи.

Икона – это священное изображение, «знамение и предначертание истины» (правило 82, 6-го Вселенского Собора). Всегда есть абсолютный Первообраз – Христос. Иконописание ставит перед собой задачу изобразить невидимое. Отсюда символизм, идеальность и бесстрастие, изображённое на иконе.

Иконописание изначально связано с принципом работы по образцу, т.е. копированием образца. В Актах 7-го Вселенского Собора 787г. подтверждается истинность древних образцов, существовавших в Церкви с апостольских времён.
Хранить установленные для нас церковные предания, одно из которых есть иконное живописание, как согласное евангельской проповеди. Хранить – это значит всегда и точно повторять, переписывать, распространять, как распространялись тексты Евангелия. Поэтому копирование как метод работы иконописца закреплено соборным определением.

Иконописные лики достаточно единообразны (старцы, средовеки, юноши, дети, женщины, ангелы). В изображении святых ликов почти отсутствует портретное сходство. Так, многие святые изображены по устному описанию, за исключением наличия у святых их прижизненных портретов или фото у ново мучеников. Иконы имеют более плоскостное изображение в отличие от картины, где имеется иллюзорный объём. В иконе объём символичен. Существует чёткая грань между портретом, т.е. изображением конкретного человека, и иконой – образом, указывающим на соединение этого человека с Богом. Святые на иконе предстоят Богу, священнодействуют. Обычно они повёрнуты прямо к зрителю или изображены на три четверти. Эта особенность характерна для христианского искусства с самого его зарождения. Святых почти не изображают в профиль или со спины (только в сложных композициях праздников).

Иконописное изображение человеческой фигуры имеет следующие особенности:

  • всё изображение находится в плоскости доски;
  • объёмность изображаемых фигур обозначается геометризованными высветлениями«пробелами»;
  • важнейшую роль играет контурная линия (или тёмная графика) – «опись», а также подчинённые ей линии складок и деталей одежд;
  • для выявления объёма вдоль линий складок делается притенение (притинки), как правило, с правой стороны и вниз;
  • пропорции фигур соответствуют классическим пропорциям частей тела человека (1 к 8, 1 к 9 за часть принимается размер головы).

Пример подобных идеальных пропорций даёт отпечаток фигуры Христа на Туринской Плащанице.

Рисунок складок одежд определяется анатомическим строением человека. Линия контура фигуры фиксирует положение суставов (плечевой пояс, локти, таз, колени и т.д.).

В музеях России, Греции и некоторых других европейских коллекциях хранятся целые собрания рисунков прорисей относятся к 16-19 векам. В 18 веке распространяются образцы прорисей, выполненных определённым способом: опись сделана чёрным цветом, а освещённые места отмечены красным.

Лик – главное содержание иконы. От выразительности лика зависит весь образ святого. В лике должно быть сосредоточено всё мастерство иконописца. Контуры носа, глаз, бровей, рисунок прядей волос – избираются художником. По его выбору лик может быть более объёмным или более плоскостным с чёткой графикой деталей. Черты лица (лика) согласуются с реальными пропорциями анатомически правильного лица человека. Размер носа равен размеру лба (до волос), а также высоте верхней части головы до темени и размеру нижней части лица (от основания носа до края подбородка). Нижний край уха находится на одном уровне с основанием носа.

Изображение глаз на иконе является схемой реального анатомического строения человеческого глаза. Зрачок касается верхнего века. Между нижним веком и радужной оболочкой остаётся виден белок глаза. На иконах слезник в глазу не изображался вплоть до 17 века. Между линиями верхнего и нижнего века оставляется разрыв. Иконописному изображению свойственно состояние вневременного покоя. Чтобы передать это состояние образа зрачок изображается приближенным к линии верхнего века, но только слегка касается её. При этом радужная оболочка имеет овальную форму.

Икона в корне отличается от светской картины:

  1. У картины перспектива прямая, линейная, а у иконы – обратная. Зритель смотрит на картины, и его взгляд устремляется вглубь изображения, а икона, наоборот, выходит навстречу зрителю.
  2. Лица людей на картине отражают свои эмоции (радость, скорбь и т. д.), на иконе лики святых бесстрастны. Что это значит? Святые не имеют грехов (страстей).
  3. Все предметы на картинах изображаются объемными, реалистичными, на иконах изображения плоскостные, только лики имеют минимальный объем. На иконах многие изображения (дома, горы, деревья) имеют символическое изображение. Главным в иконе является святой, который изображен на иконе. Здания, деревья, горы могут быть намного меньше по размеру.
  4. На картине действие происходит сейчас, а на иконе могут изображаться события, предшествующие основному событию, или следующие за ним.

Много интересного и захватывающего откроется вам при изучении иконописного искусства.

Приходите к нам на занятия, и вы откроете для себя новый мир – мир православной иконы.