В день Святого Духа ректор Саранской духовной семинарии, митрополит Зиновий совершил Литургию в домовом храме святого благоверного князя Александра Невского в Паломническом центре Иоанно-Богословского монастыря
8 июня 2020 года, в день Святого Духа, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий совершил Божественную литургию в домовом храме святого благоверного князя Александра Невского в Паломническом центре Иоанно-Богословского мужского монастыря в с. Макаровка.
Его Высокопреосвященство совершил богослужение архиерейским чином.
За богослужением читалось Евангелие от Матфея (Мф. 18:10–20).
За Божественной литургией митрополит Зиновий молился о болящих, поминал новопреставленных, известных и неизвестных нам.
В день Святой Пятидесятницы на Литургии закончили читать Евангелие от Иоанна, и начиная с Духова дня в храмах звучит Евангелие от Матфея.
Сегодня мы слушаем притчу о заблудшей овце. Ее можно истолковать как символ перехода от Ветхого Завета к Новому. В Ветхом Завете Бог имел дело с народом, коллективом, обществом: вся ветхозаветная нравственность базируется на представлении о необходимости сохранить целостность народа, даже если для этого требуется пожертвовать отдельными индивидуумами – теми, кто нарушает закон или иным образом не вписывается в общеустановленный порядок. В Новом Завете Бог от коллектива обращается к отдельному человеку – от девяносто девяти овец, символизирующих здоровое стадо, то есть человеческое сообщество, живущее в соответствии с богоустановленным законом, к одной овце, притом заблудшей, то есть отдельному человеку, по каким-то причинам отбившемуся от стада. Согласно ветхозаветной нравственности, человек, повинный в тяжком грехе, должен быть попросту элиминирован ради сохранения духовного здоровья «всего общества» (Лев. 24:13-21). В Новом Завете грешник рассматривается как заблудившийся: Бог обращается к нему лично и идет искать его, подобно тому, как в раю Он искал падшего Адама, обращаясь к нему непосредственно (Быт. 3:9).
Отношение Бога к грешнику – центральная тема притчи. Если грех, соблазн, зло заслуживают осуждения сами по себе, это еще не значит, что должен быть осужден всякий грешник, соблазненный, делающий зло. Грех в притче трактуется как уклонение от правильного пути: человек совершает грех потому, что он сбился с дороги, отбился от стада, потерялся. Его надо не осудить, а пожалеть. Бог не забывает о человеке, даже если человек забывает о Боге: Он продолжает помнить о нем и не просто ждет его возвращения, но выходит на поиски его.
Отношение Иисуса к грешникам шокировало тех, кто считал себя праведниками – фарисеев и книжников. Иисус говорил им: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31). Когда они привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, Он не осудил ее (Ин. 8:10-11). И женщину-грешницу, пришедшую с алавастровым сосудом мира, Он также не осудил (Лк. 7:37-39). Каждого грешника и каждую грешницу Иисус видел не глазами фарисеев: Он видел их теми глазами, которыми на них смотрит Бог, простирая к ним взор любви, сострадания и нежности, подобно пастуху, потерявшему любимую овцу. [Толкование из книги «Иисус Христос. Жизнь и учение»].