ТО Иконописец

Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования

«Саранская духовная семинария Саранской и Мордовской Епархии Русской Православной Церкви»

Иконописное отделение Творческое объединение «Иконописец»

ТО Иконописец

Кавказова Галина Владимировна – заведующая Творческого объединения «Иконописец», созданного на базе Саранской духовной семинарии. Закончила художественно-графический факультет Чебоксарского государственного педагогического института, обучалась на иконописном факультете Московского гуманитарного института «СО-действие». Преподает иконопись более 10-ти лет. Разработала свою методику преподавания иконописи на базе исторических данных.

Благословлена на преподавание иконописи Митрополитом Саранским и Мордовским Зиновием.

Техника иконописания сложна и своеобразна. Последовательность процесса писания иконы выработана вековой практикой древних иконописцев, изменению не подлежит и почти всецело применяется современными мастерами. Поэтому начинающие иконописцы должны придерживаться ее со всей строгостью. Икона выражает единую, раз и навсегда установленную истину, не подлежащую изменению. Незыблемость ее основы требует таких же твердых и устойчивых конструктивных форм, как самого образа, так и средств его выражения. Таковыми являются традиции иконописания.

Просто так в иконопись не приходят, одного желания тут мало. Ведь икона – это образ, перед которым люди говорят о самом сокровенном, у которого просят заступничества за самых близких людей. Потому и создать Божий образ под силу только человеку, принявшему православную веру. И вот тогда творятся чудеса.

В ТО «Иконописец» Саранской духовной семинарии принимаем всех желающих православного вероисповедания после благословления, исповеди и причастия. Обучение ведется в группе с индивидуальным подходом. Занятия проводятся этапами от простого к сложному. Более опытные обучающиеся помогают новичкам. Все упражнения выполняются по наглядным пособиям, подготовленным Кавказовой Г. В., которая выполнила их сама, выбрав кратчайший и самый доступный способ.

Путь к иконописи у каждого свой. Для иконописца важно и особое послушание, а оно тоже дается не всем. Поэтому, как говорят обучающиеся, только Богу известно, что собрало в одном месте совершенно разных людей. Есть молодые, есть постарше, у большинства уже есть свои семьи, профессии (парикмахер, воспитатель детсада, учитель, медицинская сестра, бухгалтер и т. д.), в которых они состоялись и продолжают оставаться. Всех их объединила любовь к древнему и прекрасному искусству иконописания.

Несколько слов об иконе, иконописании и искусстве иконописи. ИКОНА – это священное изображение «знамение и предначертание истины» (правило 82, 6-го Вселенского Собора). Всегда есть абсолютный Первообраз – Христос. Иконописание ставит перед собой задачу изобразить невидимое. Отсюда символизм, идеальность и бесстрастие, изображенное на иконе.

Иконописание изначально связано с принципом работы по образцу, т. е. копированием образца. В Актах 7 Вселенского Собора 787 года подтверждается истинность древних образцов, существовавших в Церкви с апостольских времен. «Хранить установленные для нас церковные предания, одно из которых есть иконное живописание, как согласное евангельской проповеди» – это значит всегда и точно повторять, переписывать, распространять, как распространялись тексты Евангелия.

Копирование как метод работы иконописца закреплено соборным определением. Иконописные лики достаточно единообразны (старцы, средовеки, юноши, дети, женщины, ангелы). В изображении святых ликов почти отсутствует портретное сходство (многие святые изображены по устному описанию), за исключением наличия у святых их прижизненных портретов или фото у ново мучеников). Иконы имеют более плоскостное изображение в отличие от картины, где имеется иллюзорный объем. В иконе объем символичен.

Существует четкая грань между портретом (т. е. изображением конкретного человека) и иконой – образом, указывающим на соединение этого человека с Богом. Святые на иконе предстоят Богу, священнодействуют. Обычно они повернуты прямо к зрителю или изображены на три четверти. Эта особенность характерна для христианского искусства с самого его зарождения. Святых почти не изображают в профиль или со спины (только в сложных композициях праздников). Иконописное изображение человеческой фигуры имеет следующие особенности:

− все изображение находится в плоскости доски;

− объемность изображаемых фигур обозначается геометризованными высветлениями-

«пробелами»;

− важнейшую роль играет контурная линия (или темная графика) – «опись», а также подчиненные ей линии складок и деталей одежд;

− для выявления объема вдоль линий складок делается притенение (притинки) как правило с правой стороны;

− пропорции фигур соответствуют классическим пропорциям частей тела человека (1 к 8, 1 к 9 за часть принимается размер головы). Пример подобных идеальных пропорций дает отпечаток фигуры Христа на Туринской Плащанице.

Рисунок складок одежд определяется анатомическим строением человека. Линия контура фигуры фиксирует положение суставов (плечевой пояс, локти, таз, колени и т. д.).

В музеях России, Греции и некоторых других европейских коллекциях хранятся целые собрания рисунков-прорисей 16-19 веков. В 18 веке распространяются образцы прорисей, выполненных определенным способом: опись сделана черным цветом, а освещенные места отмечены красным.

Лик – главное содержание иконы. От выразительности лика зависит весь образ святого. В лике должно быть сосредоточено все мастерство иконописца. Контуры носа, глаз, бровей, рисунок прядей волос – избираются художником. По его выбору лик может быть более объемным или более плоскостным с четкой графикой деталей. Черты лица (лика) согласуются с реальными пропорциями анатомически правильного лица человека. Размер носа равен размеру лба (до волос), а также высоте верхней части головы до темени и размеру нижней части лица (от основания носа до края подбородка). Нижний край уха находится на одном уровне с основанием носа.

Изображение глаз на иконе является схемой реального анатомического строения человеческого глаза. Зрачок касается верхнего века. Между нижним веком и радужной оболочкой остается виден белок глаза. На иконах слезник в глазу не изображался вплоть до 17 века. Между линиями верхнего и нижнего века оставляется разрыв. Иконописному изображению свойственно состояние вневременного покоя. Чтобы передать это состояние образа зрачок изображается приближенным к линии верхнего века, но только слегка касается ее. При этом радужная оболочка имеет овальную форму.

Икона в корне отличается от светской картины:

− у картины перспектива прямая, линейная, а у иконы – обратная. Зритель смотрит на картину и его взгляд устремляется вглубь изображения, а икона наоборот выходит навстречу зрителю;

− лица людей на картине отражают свои эмоции (радость, скорбь и т. д.), на иконе лики святых бесстрастны. Что это значит? Святые не имеют грехов (страстей);

− все предметы на картинах изображаются объемными, реалистичными, на иконах изображения плоскостные, только лики имеют минимальный объем. На иконах многие изображения (дома, горки, деревья) имеют символическое изображение. Главным в иконе является святой, который изображен на иконе. Здания, деревья могут быть намного меньше по размеру;

− на картине действие происходит сейчас, а на иконе могут изображаться события, предшествующие основному событию или следующие за ним.

Много интересного и захватывающего откроется Вам при изучении иконописного искусства.

Приходите к нам на обучение!

На занятиях Вы откроете для себя новый мир – мир православной иконы.